"СМОЛЕНСК ПРАВОСЛАВНЫЙ".
3-8ми часовая экскурсия по Смоленску (авто).
3-8ми часовая экскурсия по храмам и монастырям Смоленска, с рассказом об истории города со времен Крещения Руси,
с осмотром православных церквей, возведенных в период от 12-го века;
места мученической кончины святого Глеба (Смядынь),
мужского (13в.) и женских (17,18 в.) монастырей,
Смоленской крепости, Владимирской набережной,
символа Смоленска - Успенского собора.
Наша экскурсия начинается от Вознесенского женского монастыря, ул. Коненкова, 9, у входа в ограду со стороны ул. Пржевальского.
Смоленский Вознесенский девичий монастырь - историческое название древней обители, которая ныне называется Спасо-Вознесенский женский монастырь. На этом месте стояла одна из первых христианских церквей в Смоленске - Васильевская (по мнению многих исследователей - первая).
Обитель основана указом Великого князя Московского Василия Третьего в 1515 году.
В период польской оккупации 1611–1654 годов Вознесенский монастырь стал монастырём ордена иезуитов. После возвращения Смоленска в состав Московского государства, по велению царя Алексея Михайловича, иезуитский монастырь был преобразован в женский православный монастырь.
В 1693 году по указу Пётра Первого на месте старой деревянной церкви начинается строительство каменного Вознесенского собора.
В 1704 г. соборный, в два этажа храм был освящен: верхняя церковь в честь Вознесения Господня, нижняя – во имя Сергия Радонежского.
Среди Православных святынь в соборе ныне хранится одна из редких икон - Древо жизни.
Количество памятников храмого зодчества 12-13 веков, установленых в Смоленске,- не менее 30-ти (около 20 уже сейчас изучено). Многие храмы, возведённые в 18-м веке, строились на намоленных местах, где стояли когда-то их древнейшие предшественники. История следующего объекта нашей экскурсии - Воскресенской церкви, берет своё начало в 12-м веке. Древний смоленский храм Воскресения Христова, по мнению ученых, был миниатюрной копией храма святой Софии в Константинополе.
В 1765 году на средства купца А. Сысоева выстроили существующее ныне здание.
Целый век длилась эпоха забвения для смоленских храмов, не миновала эта участь и Воскресенскую церковь. После революции 1917 года храм был закрыт, и лишь в 2014 году вновь открыл свои двери для верующих.
Вы увидите святой источник, освященный в честь Меркурия Смоленского, желающие смогут набрать святой воды (необходимо иметь с собой емкость).
Далее мы спускаемся к набережной Днепра. Когда-то здесь проходил знаменитый торговый путь «из варяг в Греки», именно из Византии на Русь пришло христианство. Летом 2015 года на набережной открыли памятник князю Владимиру. С этого времени набережная в Смоленске носит имя «Владимирской», в честь Крестителя Руси.
Перед нами - надвратная Церковь Иконы Божией Матери Одигитрии (ныне Православная гимназия). На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Годуновым.
После разрушения башни над воротами крепостной стены был поставлен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в него перенесена чудотворная икона Божией Матери, ныне хранящаяся в Успенском соборе.
Затем, с рассказом о становлении и развитии Великого княжества Смоленского наш путь лежит вдоль Днепра. Мы направляемся к церкви Иоанна Богослова (год постройки 1173). Храм возведен на средства смоленского князя Романа Ростиславича.
В этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.
Мы направляемся к церкви святых Петра и Павла, построенной в 1146 году. Этот храм - яркий образец византийской храмовой архитектуры «в чистом виде», довольно редкий в наши дни.
Внутри церкви сохранились остатки процарапанных надписей-граффити, некоторые из которых принадлежали князю Ростиславу Мстиславичу – строителю храма.
Сегодня в храмовый комплекс входит церковь Святых Апостолов Петра и Павла XII века, храм Святой Великомученицы Варвары XVIII века и прихрамовые постройки.
Далее мы едем к бывшей Смядынской пристани, где в 1015 году посланные Святополком люди настигли князя Глеба и убили его.
Историческая местность Смядынь вошла в летопись в связи с мученической кончиной князя Глеба, ставшего одним из первых почитаемых Святых мучеников.
Мы побываем на месте разрушенного Борисоглебского монастыря
и посетим Борисоглебский храм.
Далее мы едем к Церкви Архангела Михаила (Свирской), построенной в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича.
Долгое время это была самая красивая церковь запада России, ныне - уникальный образец храмого зодчества домонгольской эпохи в Смоленске. Это столпообразный храм — на Руси до наших дней таких сохранилось всего два.
На данный момент это единственная церковь домонгольского периода в Смоленске, в которой сохранились фрагменты фресок.
И, наконец, мы подъезжаем к кафедральному Успенскому собору, выстроенному на том месте, где ещё в 11 веке венчался Владимир Мономах…
Успенский собор пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей.
УСПЕНСКИЙ СОБОР- ознакомительный фрагмент...
И теперь собор является не только главным храмом Смоленской епархии, но и самой известной туристской достопримечательностью Смоленска.
Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур;
ничего подобного Вы не встретите в других землях российских.
Иконостас Успенского собора - сочетание двух традиций: древнерусской и западной.
В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.),
золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же,
чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии» (XVII в.).
В Успенском соборе Смоленска хранятся три Чудотворные иконы.
В 20-м веке в храм была помещена Надвратная Икона Смоленской Божией Матери Одигитрия - точный список с чудотворной "мономаховой" иконы.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, смоляне называли их "иконы-сестры".
В 1990-х годах две иконы, хранящиеся в Успенском соборе, явили Чудо мироточения. Это Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Серафима Саровского.
В правом приделе Успенского собора находится композиция «Распятие с предстоящими», работы Виктора Васнецова.
В левом приделе можно увидеть икону «Преподобный Авраамий и мученик Меркурий Смоленские» первой трети 18-го века. Это прекрасный образец барочной живописи с уникальными изображениями Смоленска того времени.
Вы также можете увидеть изображение Христа в виде агнца - большая редкость в русских храмах того времени, нарушение запрета 7-го Вселенского Собора.
Знакомство с архитектурным ансамблем Соборного Двора начнем с храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Этот небольшой бесстолпный храм является самой старой сохранившейся постройкой Соборного холма. Он был возведён в 1703 году, нижняя часть храма сохранилась до наших дней.
Вы увидите Богоявленский собор, построенный в 80-х годах 18-го века;
Благовещенский храм, где хранилась Надвратная Икона Одигитрия
Смоленская во время ремонта Одигитриевской
церкви. Отсюда в 1812 году Образ отправился в русскую армию.
Иконе молились наши воины во главе с главнокомандующим М.И.
Кутузовым, в т.ч. и накануне Бородинской битвы.
Мы осмотрим комплекс архиерейских построек - архиерейские палаты; деревянное здание бывших архиерейских палат, ныне ставшее приютом для сирот; здания бывших поварни, каретного сарая и консистории.
И, конечно, остановимся у памятника Владимиру Мономаху, основавшему в 1101 году первый в Смоленске каменный собор, и перевёзшего в него Первообраз Богородицы Одигитрии, ставший «Одигитрией» (Путеводительницей) Смоленской.
Мы посетим две смотровые площадки - увидим комплекс Нижне-Никольского храма (ныне Православная гимназия),
Храм Георгия Победоносца и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне духовная семинария);
Крестовоздвиженскую церковь - она относится к объектам культурного наследия федерального значения. Храм определяет нулевой километр Старой Смоленской дороги.
увидим комплекс женского Свято-Троицкого монастыря начала 18-го века. В
период постройки Успенского собора именно здесь был центр смоленского
православия.
Здание монастыря является самым древним из сохранившихся до наших дней
сооружений на Большой Советской улице. Нынешняя обитель является
преемницей одноименного ей монастыря, располагавшегося на р. Кловке, в 3-х
верстах от Смоленска.
Далее наш путь лежит вдоль крепостной стены,
в Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь, основанный между 1210 и 1219 годами епископом Смоленским Игнатием.
Это единственный мужской монастырь в городе, древнейший из сохранившихся монастырей Смоленска.
Первым настоятелем стал Авраамий Смоленский. Монастырь прославился после того, как сюда пришёл преподобный Авраамий, а после его кончины захороненные здесь нетленные мощи стали местом паломничества. После падения города в 1611г. мощи преподобного Авраамия бесследно исчезли.
В начале XX века монастырь относился к первоклассным; в нём проживали более пятидесяти насельников. В 1918 году монастырь был закрыт.
В 2001 году началось возрождение монастыря, в 2013 году было завершено возвращение монастыря РПЦ;
были переданы также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.
В Спасо-Преображенском соборе, среди православных святынь находится икона Спас Благое Молчание.
Мы едем на Козловский холм, на улицу, прежнее название которой – Спасская, которая, по мнению краеведов, была заселена уже в XII веке . Называлась по имени церкви Спаса Преображения, возведённой в 18 веке и сохранившейся по сей день.
По другой стороне улицы, за бетонным забором ныне располагается объект военного ведомства, а когда-то в этом особняке размещалась духовная семинария, в которой учился наш знаменитый земляк- писатель-фантаст А.Беляев, многие из пророчеств которого уже сбылись... Учебный корпус был возведен и освящен в 1891 году.
Здесь и заканчивается наша 5-часовая экскурсия.
Мы возвращаемся в центр города, либо в вашу гостиницу,
либо можем продолжить экскурсию (длительность ее в этом случае 6-8 часов).
По ул. Соболева мы направляемся к Церкви Спаса Нерукотворного Образа на ул. Окопной, построенной в 1776 году рядом с местом, где стоял каменный храм рубежа 12-13 века, разрушенный в начале 17в., когда проходили бои за Смоленск. Второе свое название – «Окопная» церковь получила по местности: здесь в 1632-33 гг. был лагерь М. Б. Шеина, осаждавшего город.
Сохранившаяся до наших дней церковь представляет собой образец храмовой архитектуры с преобладанием мотивов барокко. В 1938 г. Окопная церковь была закрыта, Богослужение возобновлено в конце 1940-х годов и с тех пор ни разу не прекращалось.
В храме находится икона Николая Чудотворца, до 1920-х стоявшая в
нише над Никольскими воротами Смоленской крепости
и Чудотворный список иконы Божьей Матери «Умиление», обретённой в
1103 году.
Здесь же можно окунутся в купель.
Окопная церковь пережила две войны, но гонения и ее не минули. В храме совершал свои последние богослужения последний довоенный правящий архиерей Смоленской епархии Серафим (Остроумов). Он был расстрелян в 1937 г. в Катыни; причислен к лику святых 17 июля 2001 г.
К востоку от алтаря находится надгробие над могилой первого историка Смоленска – священника Никифора Мурзакевича. Никифор Адрианович был настоятелем Успенского собора в годы оккупации Смоленска войсками Наполеона в 1812 году, и то, что мы до сих пор любуемся на собор, выстроенный в 1740 году - во многом его заслуга.
Дополнительно мы сможем посетить Катынь. В этом месте расположен мемориальный комплекс, а рядом — Храм-памятник Воскресения Христова, возведённый в Катыни по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (поднимавшего вопрос ещё в годы своего управления Смоленской епархией), назвавшего Катынь «Смоленской Голгофой».
В храме находится список чудотворной Ченстоховской иконы Божией
Матери, подаренный Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
Кириллу католическими иерархами.
Перед храмом —памятник священномученику Серафиму (Остроумову) —последнему довоенному правящему архиерею Смоленской епархии. Он был расстрелян в 1937 г. в Катыни.
Контакты
Морозов Вадим Николаевич
Телефоны для заказа экскурсий:
8(910) 715-68-36; 8(952) 992-25-36
e-mail: diktor2013@mail.ru